8-9 класс. Межнациональные отношения. Люди и народы

Тема в примерной программе: Этнические группы. Межнациональные отношения. Взаимодействие людей в многонациональном и многоконфессиональном обществе.

Задачи:

  • Формирование межкультурной компетентности;
  • Понимание закономерностей межкультурной коммуникации и межнациональных отношений;
  • Осознание рисков интолерантности и межкультурного непонимания;
  • Содействие формированию гражданской ответственности: пониманию личного вклада и личной ответственности в построении позитивных коммуникаций с представителями разных народов России.

Целевая группа: 8-9 классы

Продолжительность: 1 час 40 минут

Краткое описание:

Работа начинается с короткого опроса об особенностях межэтнических отношений при помощи индивидуальных i-pad. Результаты опроса обрабатываются системой, после чего каждый участник может увидеть обобщенное мнение группы и сравнить его с собственным ответом.

Далее следует дискуссия, в результате которой участники приходят к следующим выводам:

  • Россия – это многонациональное государство
  • Одним из трагических последствий межкультурного непонимания являются вооруженные межэтнические конфликты, приводящие к массовой гибели людей

            Затем ребята просматривают видеоролик рассказывающий об истории подростка-свидетеля этнического конфликта. После просмотра проводится дискуссия, выводящая ребят на выработку предполагаемых способов предотвращения межэтнических конфликтов и понимания того, что для этого может сделать каждый отдельный человек.

Для прояснения причин возникновения конфликтов далее проводится письменное упражнение-эксперимент, в ходе которого ребята знакомятся с понятием «этноцентризм», осознают его роли в межнациональном взаимодействии, а также позитивную и негативную составляющее этноцентризма.

Далее следует упражнение-иллюстрация на понимание существующих в обществе стереотипов в отношении различных национальностей и их роли в общении между людьми. Школьники видят позитивные альтернативы стереотипизированного мышления, понимают практические способы преодоления стереотипов.

Затем проводится игра-симуляция, моделирующая межкультурное взаимодействие. Игра демонстрирует проявления и последствия межкультурного непонимания. В ходе обсуждения игры участники выводят основные правила межкультурного общения. 

По окончанию урока проводится обсуждение, в ходе которого ребята делятся своими впечатлениями и планируют свои дальнейшие действия.