7-8 класс. Сотрудничество и соперничество

Тема в примерной программе: Человек в малой группе. Межличностные отношения. Общение со сверстниками. Почему возникают межличностные конфликты.

Задачи:

  • Развитие коммуникативной компетентности: способности проводить анализ конфликтной коммуникативной ситуации, искать способы позитивного разрешения конфликтов
  • Знакомство с понятием «конфликт», стратегиями поведения в конфликте
  • Развитие коммуникативной толерантности

Целевая группа: 6-7 классы

Продолжительность — 1 час 20 минут

Краткое описание:

В начале занятия проводится опрос учеников на индивидуальных i-pad устройствах с автоматической обработкой данных. По итогам опроса в ходе дискуссии актуализируется тема конфликта. Участники приходят к выводу, что конфликт несет в себе не только негативные эмоции, но и возможности выхода на общие интересы, понимают необходимость обучения эффективному поведению в конфликтах.

Затем проводится погружающая в тему разминка, результаты которой впоследствии будут обсуждаться на этапе изучения стратегий поведения в конфликте.

Далее ученики просматривают 3 видеофрагмента коммуникативных задачки про конфликты между подростками. После каждой истории зрители посредством i-pad отвечают на вопрос «Как в этой ситуации нужно поступить главному герою?» Цель данного опроса понять стратегии поведения в конфликте, которые сейчас используют школьники.

После опроса участники в мини-лекции знакомятся с основными стратегиями поведения в конфликте (по Томасу-Килману). В интерактивной дискуссии обсуждаются плюсы и минусы использования каждой стратегии. Просматривается статистика ответов учеников по каждому ролику и по итогам разминки. Делается вывод о том, какая стратегия наиболее распространена в классе, сколько школьников готовы использовать сотрудничество.

Следующий этап занятия посвящен практической отработке теоретического материала. Класс делится на 3 малые группы, каждая мини-группа занимается решением одного из трех просмотренных ранее видео видео-кейсов. В результате школьники получают опыт анализа и моделирования коммуникативной ситуации, видят спектр действий, способствующих позитивному разрешению конфликта.

На заключительном этапе занятия при помощи упражнения и дидактического теста «Мастер разрешения конфликтов» ученики могут составить представление о качествах личности, необходимых для эффективного поведения в конфликте и оценить присутствие этих качеств у себя. Это позволяет им наметить личностные качества, на развитие которых им стоит обратить особое внимание.

Завершающий опрос и разбор результатов посвящен обобщению полученного опыта, мотивации на развитие качеств коммуникативно-компетентной личности.