4-5 класс. Дружба в классе: лишних не бывает

Тема в примерной программе: Человек в малой группе. Межличностные отношения. Общение со сверстниками. Почему возникают межличностные конфликты.

Задачи:

  • развитие межличностной толерантности, умения признавать и ценить различия
  • развитие сочувствия, сопереживания, эмпатии
  • развитие навыков позитивной коммуникации
  • содействие формированию понятий «Дружба», «Настоящий друг»
  • сплочение класса

Целевая группа: 4-5 классы

Продолжительность — 1 час 20 минут

Краткое описание

В начале занятия проводится опрос учеников на индивидуальных i-pad системах с автоматической обработкой данных. По итогам опроса в ходе дискуссии актуализируется позитивный и негативный опыт общения у ребят, поднимается тема важности быть принятым в группе сверстников.

Далее ученики просматривают видеоролик про отвергаемого в классе новичка. Цель видеофрагмента – способствовать возникновению эмпатии, сопереживания главному герою. 

Ведущий проводит опрос о чувствах, которые испытывает герой фильма и чувствах, которые дети испытывают в ответ. В дискуссии ученики приходят к выводу, что отвержение происходит часто по внешним, формальным признакам, вспоминают аналогичные ситуации из своего опыта, вспоминают связанные с ним чувства.

Дети понимают, что эмоции - это неотъемлемая часть коммуникации, как позитивной, так и негативной.

Далее участники делятся на подгруппы, в которых они составляют перечни таких действий других ребят по отношению к ним, которые заставляет их самих испытывать негативные эмоции. Ученики тренируют навык вставать на позицию другого человека. Затем обсуждается вопрос, что чувствуют другие люди, когда мы сами ведем себя так по отношению к окружающим. Делается вывод о важности атмосферы дружбы и принятия в классе. После этого проводится упражнение в парах, в ходе которого ребята учатся различать дружеское и недружеское поведение, обсуждают в общей группе конкретные проявления этого поведения.

В конце занятия проводится упражнение «Пять добрых слов», в котором ученики получают опыт предоставления позитивной друг другу обратной связи, учатся позитивному вербальному общению.

В ходе занятия за счет понимания переживаний и эмоций одноклассников, признания достоинств и позитивных качеств каждого, осознания ценности дружбы в классе, усиливается сплочение класса.

Завершающий опрос и разбор результатов посвящен обобщению полученного опыта, мотивации к толерантному поведению.