Проект «Пять шагов толерантности» для старших школьников и студентов, 2014 год

АКТУАЛЬНОСТЬ:

В настоящее время одной из сложных социально-политических проблем российского общества стала проблема проявления среди молодежи неприятия людей других национальностей, верований или иных взглядов. Зачастую это проявляется в жестокости, возникновении экстремистских молодежных образований. Молодежная среда в силу своих социальных характеристик и остроты восприятия окружающей обстановки является наиболее подверженной деструктивному влиянию и формированию радикальных взглядов и убеждений. Так, студенты профессиональных образовательных организаций являлись участниками событий, происходивших в октябре 2013 года в Бирюлево.

Также в последнее время активизировалась деятельность неформальных молодежных групп, объединяющих представителей различных молодёжных субкультур, основанных на увлечении каким-либо музыкальным течением или альтернативными видами спорта, деятельность которых заключается в проведении силовых и пропагандистских акций, создающих конфликтные ситуации.
В профессиональных образовательных организациях обучаются студенты в возрасте 15-18 лет, которые, как и другая молодежь, могут попасть под влияние организаций, насаждающих чуждые российскому обществу ценности.

Педагогические коллективы профессиональных образовательных организаций выражают потребность в проведении постоянной профилактической работы со студентами, а также в формировании у них толерантного отношения к различиям. Лучшим способом для этого является получение и анализ личного опыта по тематике толерантного отношения к различным социальным группам, что, в свою очередь, наиболее эффективно реализуется с помощью интерактивных тренинговых программ. Реализация данной Программы призвана содействовать вышеобозначенному запросу.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

Цель Программы: формирование у студентов толерантного сознания и поведения, а также нетерпимости и негативного отношения к экстремистским проявлениям.

Задачи Программы:

  1. Формирование у обучающихся знаний о толерантности и способах её проявления в различных жизненных ситуациях.
  2. Расширение представлений студентов о социальном многообразии современного общества.
  3. Формирование межкультурной компетентности учащихся.
  4. Формирование толерантного отношения к социально-уязвимым группам общества.
  5. Становление принятия разнообразия взглядов, убеждений, способностей и возможностей как ресурса.
  6. Формирование у студентов социальной ответственности и активной гражданской позиции.
  7. Содействие созданию в учебном заведении системы укрепления и трансляции ценностей толерантности.

Содействие формированию активной лидерской молодежной инфраструктуры в рамках профессиональных образовательных организаций.

ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА ПРОГРАММЫ:

Студенты московских профессиональных образовательных организаций (ГБОУ СПО)

Программа «Пять шагов толерантности» реализуется с июля по декабрь 2014 года.

На подготовительном этапе (июль-август) будут разработаны программы десяти занятий для первой и второй ступени. Результатом станет методическая разработка интеллектуального продукта, являющегося уникальной технологией, позволяющей работать с молодежью в области толерантности и социально-ориентированного лидерства. Также на этом этапе будет проведен установочный семинар с кураторами и администрацией ГБОУ СПО – участников проекта.

Основной этап (сентябрь-декабрь 2014) предполагает проведение пяти модулей занятий каждой ступени Программы. В Программу войдут две ступени для разных участников. В перспективе Программа продолжается третьей ступенью, подводящей итоги деятельности участников первых двух.

Первая ступень Программы состоит из четырех модулей и итогового мероприятия «Фестиваль добрых дел». Каждый модуль включает тренинговое занятие по толерантности и практикум по социальному проектированию. Тренинговые занятия посвящены различным аспектам толерантности:

  1. Позвольте представиться, или Здравствуйте, это Я: тренинг межличностной толерантности, социальной и этнической идентичности. 1 модуль
  2. Жизнь в мире различий. Тренинг принятия разнообразия. Команда. Разнообразие как основной ресурс команды. 2 модуль
  3. Разные, но равные: тренинг толерантности по отношению к социально-уязвимым группам. 3 модуль
  4. На перекрестке культур: тренинг межкультурной компетентности. 4 модуль

Практикумы, следующие за каждым тренинговым модулем «Пяти шагов толерантности», посвящены основам социального проектирования. Каждый из них является универсальным по технологии, но при этом призван помочь участникам разработать собственный уникальный социальный проект. Темы практикумов:

  1. Я и общество. Активная гражданская позиция. Потребности ГБОУ СПО в социальных проектах. 1 модуль
  2. Выбор направления социального проекта. Миссия и видение проекта. Целевые группы проекта. Проектная группа. 2 модуль
  3. Задачи и этапы проекта. Планирование проекта. 3 модуль
  4. Ресурсы, виды ресурсов. Наличные и дефицитарные ресурсы. Источники ресурсов. 4 модуль

Продолжительность каждого модуля – 2 часа.

После каждого практикума участники получают домашнее задание для самостоятельной проработки социальных проектов. Домашние задания обсуждаются во время следующих практикумов. Промежуточным результатом работы над проектом является его защита в рамках итогового мероприятия «Фестиваль добрых дел» (5 модуль). Согласно результатам работы экспертов, разрабатывающих критерии оценки проектов и являющихся членами жюри на завершающем мероприятии по Программе, выбираются и награждаются 10 лучших проектов. После этого участники могут приступать к непосредственной реализации проекта. В перспективе с января 2015 года студенты смогут принять участие во второй ступени Программы.

Вторая ступень Программы включает четыре модуля и итоговое мероприятие «Чемпионат лидерства».  По структуре занятия второй ступени состоят из тренингового занятия по лидерству и практикума по проведению социально-значимых тематических мероприятий.

Темы тренингов:

  1. Я и лидерство. 1 модуль
  2. Ответственность лидера. 2 модуль
  3. Умения лидера. 3 модуль
  4. Лидер и управление. 4 модуль

В рамках практикума на второй ступени студенческие лидеры обучаются созданию и проведению тематических мероприятий в области культуры мира, активной социальной и гражданской позиции, профилактики ксенофобии и экстремизма. На протяжении реализации Программы участники второй ступени подготовят и проведут в качестве инициативной группы в своих ГБОУ СПО четыре мероприятия, приуроченных к:

  1. Международному Дню Мира (21 сентября) – 1 модуль;
  2. Всемирному Дню Улыбки (3 октября) – 2 модуль;
  3. Международному Дню Толерантности (16 ноября) – 3 модуль;
  4. Международному Дню Добровольца (5 декабря) – 4 модуль.

Участники второй ступени Программы проявляют инициативу в области трансляции идей толерантности в рамках своих учебных заведений, а также содействуют реализации социальных проектов участников первой ступени. Итоговое мероприятие подводит результат их деятельности. Экспертное жюри выбирает и награждает 10 лучших молодежных лидеров, демонстрирующих презентации своей деятельности в рамках «Чемпионата лидерства» (5 модуль).

В Программе принимают участие группы студентов из 32-х ГБОУ СПО г. Москвы. Каждая группа студентов посещает занятия один раз в месяц.

Группа участников из одного учебного заведения проходит все пять модулей своей ступени за период реализации Программы. Разные студенты из одного ГБОУ СПО могут посещать первую и вторую ступень Программы и вместе участвовать в реализации социального проекта.