Interactive social Forum Theatre: preventing negative phenomena in the youth environment through theatre

EN/РУ
Let's look at the statistical data on the extent of these issues in Russia and Moscow, leaving outside a no less critical issue about the terrible consequences behind these figures.

• According to the National Conflicts Research Center, Moscow is classified as having "very high interethnic tension". Young people are the most frequent participants in interethnic conflicts.

• According to UNESCO in Russia, 32% of teenagers commit violent actions against their peers and about 27% of schoolchildren are victims of bullying.

• The prevalence of drug addiction for 2015 was highlighted in a report by the head of the Federal Drug Control Service: Ivanov cites a striking figure of 7.3 million drug users in Russia (in 2013 the number was 3 million). There is no official data on Moscow, however optimism leaves much to be desired - all experts agree that the situation is more critical in large cities of the country. Addiction is a problem for young people: today, schoolchildren account for 20% of drug users, and young people under 30 account for 60%. The average age of starting to use drugs is 15 -17 years old.

• Another critical problem related to young people is the steady increase in HIV infection. In 2001, there was a sharp increase in the number of infected people in Russia - 90 000. In 2015, their number exceeded 1 million people. The number of newly diagnosed HIV cases increases by 10% annually. According to official data, there are 90 000 people living with HIV in Moscow today. The fact that the notion of "risk groups" in HIV infection has virtually ceased to exist is especially alarming: a third of new infections occur as a result of heterosexual contact.

In Russia, a large part of the public funding is directed to the treatment, rehabilitation and eliminating the consequences. At the same time, experts agree that investing in preventive measures is much more effective and economically viable.
However, experts also point out the critical shortage of effective preventive programmes.We see one of the reasons for the prevalence of negative social phenomena among young people in the absence of such programmes.
The education system is what traditionally carries the main burden in preventing the negative phenomena in the youth environment. Indeed, educational organizations regularly organise lectures with representatives of the Ministry of Internal Affairs, the Ministry of Health and other specialized bodies. However, shocking statistical data clearly demonstrate the ineffectiveness of such a purely informational approach to preventive measures.
Young people in today's modern metropolis live in a world of accessible information which is easily obtained with a touch of a button. Unfortunately, this information is lost as easily as it is gained. What kind of education should be in the framework of effective preventive measures?

According to educational psychologists, the best effect is achieved in the case of:
  • Active interaction with the educational material, both in theory and in practice
  • Connecting emotionally
  • Sharing solutions, opinions, views between learners
  • An engaging non-traditional form of learning
Introducing preventive programmes that meet these requirements can reduce the prevalence of the negative phenomena among young people.
The performances of the Forum Theatre raise a serious social problem, which the audience has to solve. Any audience member can participate in the scene: the audience can suggest their own version of how a character should behave and try it themselves on the stage. The Forum Theatre invites the audience to reflect and find answers to important questions for themselves.

The theatre's repertoire currently has 5 plays:

Neighbors
A story as old as the world itself: a young man and a girl in love with each other. Both finish school and are going to enter university. Each of them has a loving family, and everything seems to be good, but ... There's an obstacle between them that echoes modern reality: she is Russian, he is from Dagestan. There doesn't seem to be a problem or is it indeed a dead end? The audience of the Neighbors face a much more difficult question: is this the only problem and how can it be solved?

My friend is a drug addict
A childhood friend, one you've known since primary school, knocks on your door, smiles happily and ... asks for money again. You know what this money is for. You drive away terrible thoughts. You don't talk about this with anyone. The friend comes again and again. His hands are shaking more and more, and in his eyes there is a hollow void. What can I say to him? To his parents? My girlfriend? What can I say to myself, before it's too late? The audience of the Forum Theatre has a unique chance to see the world through the eyes of the people who have to find a way to solve this problem. This means, they can understand what can be changed

The Choice
A play about life, fate and the difficult choices that can affect all participants of the story, and in the most unpredictable ways. The script is written about young people (the age of the main character of the premiere is 21 years old), who are forced to solve serious adult problems. What drives us to make the choices we make? Who do we face when we make a decision - is it our parents? Our loved ones? Or perhaps, the most important thing is to answer to yourself?

Bully
A schoolgirl is treated as a misfit in class; at first there is only whispering behind her back (this is annoying but tolerable), then some voices become louder (you want to close your eyes and ears, pretend as if it's not there), finally, the voices are chorusing and devour you like an avalanche (there is no escape, no chance to run or hide; in fear, you run out of breath)... Is there something wrong with the girl? She is quite ordinary and doesn't give you a negative impression at first glance. Is there something wrong with the class? It's the same as any other, a classroom in a regular school, different children from neighbouring houses. Is there something wrong with the teachers? The staff? The parents? And why did we decide that something is wrong at all? The Forum Theatre play is devoted this time to the problem of bullying at school.

LOVE +
The theme is preventing socially caused diseases among young people.
A little story about the first serious relationship: little experience, emotions and a lot of thinking. The level of knowledge about safe behaviour is very low.
This play is an opportunity for an open dialogue. Together with the actors, the audience becomes participants in the process of talking about who is responsible for what and what to do if this topic affected you or your friends.

The Forum Theatre plays are focused on:
Preventing addictions and co-dependence
Breaking down stereotypes and prejudices
Promoting constructive behaviour skills in difficult communication situations

The Forum Theater project is supported by the subsidy from the Moscow city budget, received as a result of the contest held by the Public Relations Committee for socially focused non-profit organisations.

Интерактивный социальный театр «Форум»: профилактика негативных явлений в молодежной среде театральными методами

Спектр негативных явлений в молодежной среде пугающе широк: межэтническая напряжённость в молодежной среде, буллинг (жестокость, оскорбления и унижения в учебных коллективах), употребление психо-активных веществ (ПАВ) и многое другое. Острота этих явлений растет год от года.

Приведем статистические данные об их распространенности в России и в Москве, оставив за рамками не менее острый вопрос о страшных последствиях, стоящих за этими цифрами.
• По данным Центра изучения национальных конфликтов, Москва относится к категории «очень высокой межэтнической напряженности». Именно молодежь является наиболее частыми фигурантами конфликтов на межэтнической почве.
• По данным ЮНЕСКО в России 32% подростков совершают насильственные действия против своих сверстников и около 27% школьников становятся жертвами буллинга.
• Распространенность наркомании на 2015 год осветил в своем докладе руководитель ФСКН: В. Иванов приводит устрашающую цифру – 7,3 млн. потребителей наркотиков в России (в 2013 их было около 3 млн.). Официальных данных по Москве не приводится, но поводов для оптимизма нет - все эксперты единодушны во мнении, что ситуация наиболее остра в крупных городах страны. Наркомания – проблема молодых: среди наркозависимых сегодня 20% составляют школьники, 60% - молодежь до 30 лет. Средний возраст приобщения к наркотикам – 15-17 лет.
• Еще одна острая проблема, касающаяся молодежи – неуклонный рост инфицирования ВИЧ. В 2001 г. в России был отмечен резкий рост количества инфицированных – их стало 90 тыс. В 2015 году их число превысило 1 млн человек. Ежегодно количество новых выявленных случаев ВИЧ растет на 10%. По официальным данным в Москве сегодня проживает 90 тыс. людей с ВИЧ. Особенно тревожным является тот факт, что понятие «группы риска» в области инфицирования ВИЧ практически перестало существовать: треть новых заражений происходит в результате гетеросексуального контакта.

В России большая часть государственного финансирования направляется на лечение, реабилитацию и устранение последствий. В то же время эксперты единодушны во мнении, что инвестиции в профилактику гораздо более эффективны и экономически целесообразны.
Однако столь же единодушно эксперты отмечают острый дефицит эффективных профилактических программ. Именно в отсутствии подобных программ мы видим одну из причин распространенности негативных социальных явлений среди молодежи.

Основную нагрузку в области профилактики негативных явлений в молодежной среде традиционно несет система образования. И правда, в образовательных организациях регулярно проводятся лекции с участием представителей МВД, минздрава и других профильных органов. Однако устрашающие данные статистики ясно демонстрируют неэффективность такого, чисто информационного подхода к профилактике.

Молодежь современного мегаполиса живет в среде тотально доступной информации ответ на любой вопрос можно получить мгновенно нажатием пары кнопок. Но, к сожалению, эти знания уходят из памяти подростка так же легко.
Каким же должно быть просвещение в рамках эффективной профилактики? 

По мнению психологов образования, наилучший эффект достигается в случае:
1) Возможности активного взаимодействия с учебным материалом, как в теории, так и на практике
2) Подключения эмоциональной сферы
3) Возможности обмена решениями, мнениями, взглядами между обучающимися
4) Привлекательной нетрадиционной формы обучения

Внедрение в практику профилактических программ, отвечающих этим требованиям, могло бы снизить распространенность негативных явлений среди молодежи. 

Спектакли Форум-театра поднимают острую социальную проблему, решить которую предстоит зрителям. В действии может принять участие любой из зрителей: сидящие в зале могут предложить свой вариант поведения одного из героев и самостоятельно попробовать его на сцене. Форум-театр предлагает зрителям задуматься и найти лично для себя ответы на значимые, волнующие вопросы. 


На данный момент в репертуаре труппы 6 спектаклей:

  • «Соседи»
История стара, как мир: юноша и девушка, влюбленные друг в друга. Оба заканчивают школу, собираются поступать в университет. У каждого из них есть любящая семья, и все, казалось бы, хорошо, но… Между ними – препятствие, имеющее отношение уже к современной реальности: она – русская, он – дагестанец. Казалось бы, в чем проблема? Или это и правда тупик? Перед зрителями «Соседей» стоит гораздо более сложный вопрос: единственная ли эта проблема и как ее можно решить? 
  • «Мой друг - наркоман»
Друг детства – вместе с первого класса – стучится в дверь, радостно улыбается и… снова просит денег взаймы. Ты знаешь, на что ему эти деньги. Гонишь от себя страшные мысли. Не говоришь об этом ни с кем. Друг приходит опять и опять. Его руки трясутся все сильнее, а в глазах – бездонная пустота. Что можно сказать ему? Его родителям? Своей девушке? Что можно сказать самому себе, пока еще не стало слишком поздно? Зрители Форум-театра – обладатели уникального шанса посмотреть на мир глазами людей, вынужденных решать такую проблему. А значит, они в состоянии понять, что же возможно изменить. 

  • «Выбор»
Спектакль о жизни, дальнейшей судьбе и сложнейшем выборе, который может повлиять на всех участников истории, причем самым непредсказуемым образом. Сценарий написан о молодежи (возраст главной героини премьеры – 21 год), которая вынуждена решать вопросы взрослого, серьезного порядка. Что руководит нами, когда мы делаем выбор? Перед кем в первую очередь принимаем решения – перед родителями? Любимыми? А может быть, самое важное – ответить на вопросы самому себе? 

  • «Травля»
На школьницу в классе смотрят косо; сначала перешептываются за спиной (это неприятно, но можно вытерпеть), потом отдельные голоса становятся все громче (хочется закрыть глаза и уши, как будто этого нет), наконец, многоголосый хор накрывает, как лавина (и никакой возможности спрятаться, убежать; от страха перехватывает дыхание)... Что-то не так с девочкой? Вполне обычная, она на первый взгляд не вызывает отрицательных чувств. Что-то не так с классом? Такой как все, класс в обычной школе, разные дети, собранные с окрестных домов. Что-то не так с учителями? Администрацией? Родителями? А с чего мы вообще решили, что что-то не так?
Спектакль форум-театра на этот раз посвящен проблеме травли (или буллинга) в школе. 

  • «ЛЮБОВЬ +»
Тема – профилактика социально обусловленных заболеваний среди молодежи. 
Маленькая история о первых серьёзных отношениях: опыта мало, эмоций и мыслей много. Уровень знаний о безопасном поведении – очень низкий. 
Этот спектакль - возможность открытого диалога. Вместе с актерами зрители становятся участниками процесса, чтобы поговорить о том, кто за что несет ответственность и как быть, если эта тема коснулась тебя или твоих друзей.

  • «Кем быть?»
Три ситуации в рамках одной и той же проблемы. Проблемы детей, которые стоят перед выбором, и родителей, которые имеют свое представление о том, куда должен пойти учиться их ребенок.
В основе – вопросы, которые возникают в голове у каждого старшеклассника: Куда поступать? Кем быть? Деньги или удовольствие должна приносить будущая профессия, работа? Что скажет семья, если я сделаю неправильный выбор? И какой выбор правильный для меня?

Спектакли Форум-театра ориентированы на:
  • Профилактику зависимостей и созависимостей;
  • Профилактику стереотипов и предрассудков;
  • Содействие формированию навыков конструктивного поведения в сложных коммуникативных ситуациях.
Проект «Форум театр» реализуется на средства субсидии из бюджета города Москвы, полученной по итогам проводимого Комитетом общественных связей Конкурса для социально ориентированных некоммерческих организаций.
1.png